Cправочник стропальщика

Стропы

Основа техники безопасности при работе с любыми подъемными механизмами – использование сертифицированных строп соответствующего коэффициента грузоподъемности, не имеющих повреждений. Канатные, текстильные, цепные стропы допускаются к использованию только при наличии паспорта и пломбировки биркой (клеймом). Перед началом погрузочно-разгрузочных, подъемных работ проводится обязательная проверка состояния приспособления.

Дефекты, при которых запрещается эксплуатация изделия:

  • Для канатных строп – наличие стойких перегибов, поврежденных, расплетающихся прядей; люфта, износа в месте опрессовки муфт, фитингов, зажимов или заплетки троса (подробнее – см. РД 10-33-93).
  • Для текстильных ленточных и круглопрядных строп – узлы; поперечные сквозные рваные, резаные или термические повреждения. Также – значительные расслоения ленты, наличие сшивки (подробнее – см. РД 24-СЗК-01-01).
  • Для цепных строп – отклонение комплектующих от стандартной формы более 3%; следы выработки более 10% диаметра детали; несовпадение размера деталей, трещины, крупные вмятины (подробнее – см. РД 10-33-93).

Выбор типа, длины, грузоподъемности строп ведется для каждой конкретной задачи. При расчете необходимого значения следует руководствоваться схемами строповки грузов и регламентом погрузочно-разгрузочных работ (СТО 43.99.90).

Обязательная проверка состояния приспособлений проводится каждые 10 дней (кроме редко используемых строп). То же относится к изделиям с металлическими комплектующими – крюками, скобами, подъемными звеньями.

Проверка технического состояния стропов включает осмотр и испытание нагрузкой, равной 1,25 рабочей. Исключение делается для новых деталей, испытанных и опломбированных заводом-изготовителем. Чтобы купить грузоподъемные стропы в Ульяновске, удобно, быстро и недорого – обращайтесь к нам!

Коэффициент грузоподъемности и расчет максимальной нагрузки

Применение того или иного способа обвязки, изменение угла наклона ветвей грузовых строп относительно вертикали – увеличивает либо уменьшает коэффициент их грузоподъемности (М).

Вариации коэффициента на примере изделия грузоподъемностью 1 т

При вертикальном расположении стропа и прямом способе строповки (угол 90°), коэффициент (М) равен единице.

1,0х1,0=1,0 т

При строповке «удавкой» грузоподъемность чалки снижается на 20%.

М=0,8 т

Применение двух вертикальных параллельных ветвей или отдельных строп дает двойной прирост коэффициента: М=2,0.

1,0х2,0=2,0 т.

Отклонение угла наклона стропа от вертикали в пределах 0–45° дает увеличение коэффициента (М=1,4). В пределах 45–60° – он остается равен единице (М=1,0).

0–45° 1,0х1,4=1,4 т

45–60° 1,0х1,0=1,0 т

В маркировке изделий указана грузоподъемность при строповке «прямо». Коэффициент М используется для расчета требуемой грузоподъемности строп после определения массы и центра тяжести груза.

Ограничения к использованию в работах двухветвевых строп (2СК, 2СТ, 2СЦ), трехветвевых (3СК, 3СТ, 3СЦ), четырехветвевых «пауков» (4СК, 4СТ, 4СЦ): угол вертикального схождения ветвей – не более 90°, груз цепляется за все крюки обязательно (маркировка соответствует грузоподъемности только в этом случае).

Виды и маркировка стальных канатов

Форма поперечного сечения прядей каната, тип плетения и направление свивки – основные критерии подбора канатов для грузоподъемных машин и механизмов. Фасоннопрядные канаты – за счет своей формы плотнее прилегают к поверхности шкива, чем круглые.

По типу плетения канаты последовательно делятся на: простые спиральные (одинарной свивки), двойной свивки и тройной:

  • Одинарная свивка (прядь) – проволока, скрученная по спирали одним или несколькими концентрическими слоями.
  • Двойная свивка (стренга) – пряди, скрученные одним или несколькими концентрическими слоями.
  • Тройная свивка – стренги, спирально свитые в один слой.

Укладка проволок внутри пряди по типу касания (взаимодействия) бывает: точечного касания (ТК), линейного (ЛК) и комбинированного (ТЛК). Пряди с линейным касанием проволок наиболее долговечны, износостойки и работоспособны.

Характеристики изделий, указываемые в маркировке

Маркировка троса (каната) проводится согласно общепринятым правилам. В индекс класса изделия входят следующие параметры:

  • диаметр;
  • область применения;
  • качество (прочность) изделия;
  • наличие покрытия;
  • материал сердечника;
  • тип, направление, свойства свивки;
  • степень сбалансированности;
  • наличие и характер покрытия;
  • условия эксплуатации;
  • тип соприкосновения прядей;
  • группа разрывного сопротивления.

Для примера представлен разбор маркировки лифтового троса 13,0-ГЛ-ВК-Ж-Л-Н-Р-Т-1770(180) ГОСТ (ТУ):

  • 13,0 – диаметр троса (каната);
  • ГЛ – лифтовой (грузолюдской);
  • ВК – высокого качества;
  • Ж – оцинкованный, для жестких условий эксплуатации;
  • Л – свивка троса левая, крестовая;
  • Н – нераскручивающийся;
  • Р – рихтованный;
  • Т – изготовленный с повышенной точностью.

Указанный трос относится к маркировочной группе временного сопротивления (на разрыв)1770 Н/мм2 или 180 кгс/мм2, соответствует ГОСТу 2688-80 и техническим условиям изготовителя.

Расшифровка сокращений в классификации тросов (канатов)

Изделия, предназначенные для подъема и перемещения грузов (Г), а также грузов и людей (ГЛ), маркируются следующими обозначениями:

  • (МС) – трос с металлическим сердечником;
  • (ОС) – трос с органическим сердечником;
  • (Л) – левостороннее направление свивки троса;
  • (О) – односторонний тип плетения;
  • (К) – комбинированный тип плетения;
  • (Н) – нераскручивающийся (не расплетающийся) трос;
  • (МК) – малокрутящийся (устранено вращение подвеса);
  • (Т) – повышенной точности изготовления;
  • (П) – оболочка из полимера;
  • (Р) – рихтованный.

Индекс качества (прочности):

  • 1 – нормальное;
  • (ВК) – высокое;
  • (В) – повышенное.

Индекс устойчивости покрытия оцинкованных проволок:

  • С – для применения в средних условиях;
  • Ж – для применения в жестких (агрессивных) условиях;
  • ОЖ – для применения в особо жестких условиях.

Направление свивки канатов отмечается только левое (Л). Принадлежность изделия к крестовому типу свивки, правое направление, категория раскручивающихся тросов, категория нерихтованных тросов, отсутствие покрытия проволок – никак не маркируются.

Тип свивки каната: правая (Z) или левая (S) – оценивается визуально. По соотношению навивки проволоки внешнего слоя (пряди, стренги) и общего направления спирали. Если направления скрутки внешних прядей противоположны общему – изделие принадлежит к крестовому типу свивки. Если направление навивки совпадает – к одностороннему типу.



Возврат к списку

Оставить заявку
<